Сурб-Хач – армянский храм на Дону | Дорогой мир

Сурб-Хач – армянский храм на Дону | Дорогой мир

Сурб-Хач – армянский храм на Дону

В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник – монастырский комплекс Сурб-Хач.

Он уникален во многих отношениях. Вот лишь несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач – старейшее каменное сооружение Ростова.

Здесь, на территории монастыря, была первая на юге России типография, основанная в начале 1780-х годов.

Книги, отпечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной краеведческий музей

Здесь хранились древние армянские реликвии – хачкары.

Рядом с храмом есть святые источники. В одном из источников есть баня – «моржи» купаются здесь круглый год.

Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?

Интересна история Сурб-Хача. Когда Екатерина Великая переселила армян из Крыма на Дон, они очень скучали по родине. Поэтому они решили построить на Дону что-то похожее на родной Крым.

Монастырь Сурб-Хач в начале 20 века

Когда будущий основатель армянского монастыря на Дону архиепископ Аргутинский Юзеф посетил Мартыну Торосян из Нахичевани, они вместе прогулялись по местности. Архиепископу понравились окрестности того, что сегодня является Сурб-Хача – река, остров, холмы, источники и роща (от которых сейчас ничего не осталось) … и решил, что это будет лучшее место для строительства монастырь.

Мост Сурб-Хач был окружен деревьями.

В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А 12 лет спустя здесь была построена красивая каменная церковь, которая до сих пор стоит на холме. Его стиль – русский классицизм.

Сурб-Хач. Древняя живопись

Внешне монастырь напоминает средневековый монастырь Сурб-Хач. Холмы, источники – все это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви располагался большой архиерейский дом на 32 комнаты. В них размещались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем семинария-интернат, типография и даже музей. Там был настоящий культурно-просветительский центр.

Возле храма возведена двухэтажная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки, он не сохранился до наших дней. От монастыря сохранились только храм, лестница, сооружение водопада над источником, а также северные и южные ворота.

Церковь Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась).

На Дон были перенесены и древние армянские святыни – хачкары. Главной реликвией монастыря был хачкар IV века, огромный камень с высеченным на нем крестом, доставленный из Армении. Он назывался «Святой Камень», или фактически получил название от него Сурб-Хач («Святой Крест» по-армянски).

Остров в Сурб-Хач.

В общем, Хачкары – отдельная интересная история. Всего при переселении армян из Крыма на Дон было привезено 700 святых мощей. Камни были розданы армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы были разрушены вместе с православными. Древние останки армян погибли вместе с разрушенными церквями.

Вид на Сурб-Хач и здание Капитолия

Из сотен привезенных на Дон хачкаров, древних реликвий армянского народа, до наших дней сохранился только главный хачкар Сурб-Хача. В настоящее время он находится в Ростовском областном краеведческом музее. Хотя на информационной табличке этого уникального экспоната есть надпись, согласно которой он был изготовлен в VI веке, есть много признаков того, что он намного старше. Например, нет растительных или геометрических орнаментов, которыми традиционно украшали камни креста с V века. Это доказывает, что главный камень креста был построен раньше, то есть как минимум на сто лет раньше даты, указанной на табличке.

Главный камень креста на Сурб-Хача

Помимо главного хачкара, в стены Донского храма врезаны 14 хачкаров меньшего размера. В 20-е годы прошлого века большинство армянских реликвий бесследно исчезли. Однако, по одной из версий, недостающие хачкары просто сняли со стен храма и спрятали в подземельях Сурб-Хача. Однако, несмотря на то, что настоятелю храма известна версия о том, что в склепах спрятаны хачкары, до сих пор их не нашли.

Читайте также:  Традиционные немецкие рождественские блюда

Сурб-Хач. Южные ворота

Дело в том, что раньше на месте монастыря было несколько построек. И у всех были подвалы. И непонятно, в каком из них могли находиться камни креста. Сами свиноматки давно спрятаны под толстым слоем земли, и их точное местонахождение даже определить сложно.

Сурб-Хач. Северные ворота

Настоятель храма отец Тер Пугос сказал, что слышал от старых жителей, что когда-то люди спускались в древние подвалы Сурб-Хача, но теперь входа не найти…

ЗДЕСЬ БЫЛО ТРИ МУЗЕЯ…

Судьба монастыря Сурб-Хач очень драматична. В 1935 году в колокольню церкви ударила молния, и она сгорела. Во время войны монастырские постройки были серьезно повреждены, многие из них были снесены после войны. После войны руины монастыря продолжали медленно разрушаться. И тогда их было решено снести.
И только храм чудом уцелел.

Однако у этого чуда была своя история. Дело в том, что известный нахчыван Мартирос Сарьян встал на защиту церкви и настоял на том, чтобы она оставалась хотя бы уникальным памятником архитектуры. Храм не снесен.

Древняя лестница в Сурб-Хач

Сорок лет назад, 14 ноября 1972 года, в здании церкви Сурб-Хач открылся Музей армяно-российской дружбы. Его выставка насчитывала более 400 уникальных и очень интересных экспонатов. Музей просуществовал там 35 лет.

В марте 2007 года здание собора было возвращено Армянской Апостольской церкви. Еще одно здание было решено выделить под Музей русско-армянской дружбы (сейчас музей находится в Нахчыване).

Фрагмент лестницы Сурб-Хач

Поскольку музей располагался в церкви, этот факт долгое время вызывал дискуссии о его переносе. В 1969 году в районе Сурб-Хач был разработан очень интересный проект музейного комплекса с подземными выставочными залами. Жалко, что так и не было реализовано. Будем надеяться, что когда-нибудь Церковь заинтересуется историей этого необычного храма, который когда-то был мощнейшим культурным и образовательным центром юга России, и создаст под храмом музей монастыря Сурб-Хач. Работа музея не противоречит замыслам церкви – напротив, во всем мире самые гениальные работы архитекторов, великолепные храмы и часовни являются одновременно экскурсионными направлениями, музеями и культурными центрами.

Фонтан внутри храма

Раньше на территории Сурб-Хача всегда были музеи. Первый музей здесь был основан в 1875 году на средства местного мецената Мкртича Санасаряна. Однако коллекции музея почти полностью погибли в 1891 году во время сильного пожара. В начале 20 века музей был частично отреставрирован и действовал до 1919 года. Потом сменилась власть, и музей закрыли.

История третьего музея уже описана выше.

Интересно, будет ли когда-нибудь в храме восстановлен музей? Конечно, можно сделать оговорку, что коллекция Сурб-Хач как-то тематически совпадет с армянским музеем в Нахиджане. Но что может быть лучше, чем рассказать историю первого армянского монастыря на его исторической территории, где эта история живет и дышит, воплощенная в каждом камне храма и окружающих его построек?

Могила Арутюна Аламдаряна.

Кроме того, в некрополе храма похоронены три выдающихся представителя армянской культуры: революционер-демократ Микаел Налбандян, поэт и писатель Рафаэл Патканян, а также поэт, учитель и настоятель храма Арутюн Аламдарян.

Читайте также:  Санья, остров Хайнань (Китай) - все о городе, фото и видео

Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач

27 ноября 2019 г., 06:00

Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019 г. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове была освящена церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это самое старое здание, сохранившееся в границах современного Ростова. В одном из монастырских корпусов возле церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 год, здесь было напечатано более 20 книг.

Первый камень для строительства церкви был заложен в 1783 году, строительство началось только через три года и длилось шесть лет. Монастырь Сурб-Хач и одноименная церковь были основаны армянами, прибывшими из Крыма.

14 ноября 1779 года Екатерина II издала указ о переселении больших групп христианского населения из Крыма в Приазовье. Они были армянами. Это было сделано якобы для защиты братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но в действиях императрицы был расчет: крестьяне и ремесленники в расслоенном обществе Крымского ханства были в основном армянами, а крымские татары состояли из других, менее «рабочих» классов. Екатерина II, лишив ханство рабочей силы, хотела его ослабить, чтобы аннексировать Крым против воли ханов. Спустя три с половиной года правительнице удалось осуществить задуманное.

Армяне взяли с собой самое ценное, сели в телеги и поехали на Дон. Поселениям и церквям давали привычные названия в память о заброшенных домах и поселках.

На момент основания монастыря Ростову было уже более 30 лет, но монахи, предпочитавшие уединение, решили построить монастырь примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей холме, недалеко от источника, бьющего из земля.

Основатели Сурб-Хача принесли свою главную реликвию – хачкар (священный каменный крест). Каменная статуя была построена примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI-XIII веках, преследуемые турками, а затем монголами, татары покинули свою страну. Большинство вынужденных переселенцев уехали в Крым. Каменный крест Сурб-Хач, привезенный из Ани, лег в основу одноименного Крымского монастыря, построенного в 1385 году недалеко от города Старый Крым. Хачкар пять веков находился в крымско-армянском монастыре Сурб-Хач, а затем был доставлен в Ростов.

Церковь построена по проекту архитектора Ивана Старова, создавшего Таврический дворец и собор Святой Троицы Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. По правде говоря, мы не знаем, как выглядел Сурб Хач тогда, так как здание несколько раз перестраивалось.

Фото: ru. livejournal. com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

К западу от фасада церкви находилась колокольня, а к востоку – двухэтажный архиерейский дом. Здесь была школа, которая позже была преобразована в семинарию-интернат. Здесь же были открыты первая на всем юге страны библиотека и типография. У монастыря было около 50 га земли, сдаваемой в аренду под посевы и огороды.

Фото: ru. wikipedia. org. Православный храм в Сурб-Хач на российской марке 2001 года.

В 1862 году монастырь посетил архиепископ Армянской Апостольской церкви Гавриил Айвазовский, брат художника-моряка Ивана Айвазовского. Во время своего визита монастырь уже был разрушен, и архиепископу удалось собрать средства на его восстановление.

Габриэль был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат Иван стал известным художником, а младший Григорий был капитаном карантинного порта в Феодосии. Также в семье была младшая сестра.

Фото: ru. wikipedia. org Архиепископ Армянской Апостольской церкви Гавриил Айвазовский

Гавриил родился в Феодосии в 1812 году, окончил приходскую школу, а затем получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В 28 лет Габриэль принял чадру и позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Однако под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Гавриил отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и вернулся в родную Феодосию.

В то время в монастырь часто вторгались, так как он находился далеко от города. Вокруг монастыря росли деревья и кустарники, поэтому было непросто заметить приближающихся захватчиков или догнать их после набега. Кроме того, многие считали, что в монастыре хранятся бесчисленные сокровища.

Не раз священнослужители становились жертвами грабителей. Итак, в мае 1834 года семь грабителей ночью ворвались в здание. Братья доверили свою жизнь Богу, поэтому на двери не было засовов. Сонных монахов связали и начали искать деньги. Но вдруг архимандрит Аламдарян, находившийся в сознании во время налета, напал на пришельцев и сумел спрятаться. Он победил некоторых злоумышленников, но также получил пулю. А разбойникам достались только меха и другие вещи монахов – богатства они не нашли. Некоторых воров позже задержали.

Спустя 54 года архимандрит Тер-Микогосян стал жертвой грабителей. На этот раз грабители были более жестокими: они перерезали ему горло, а окровавленные украденные деньги были найдены далеко от монастыря, у одного из родственников грабителей. Сами убийцы так и не были найдены.

Читайте также:  Тамбовский аэропорт "Донское"

Монастырь просуществовал до 1920-х годов. Тогда советские власти решили передать его постройки совхозу, где они использовались как зернохранилище. Колокольня и епископский дом снесли.

Реставрация церкви началась в 1968 году, после ее завершения в здании церкви открылся Музей дружбы русско-армии. Службы снова стали проводиться в 2000 году. В 2007 году музей переехал в дом Искидарова (усадьба Хайрабета) на площади Свободы.

Главной реликвией храма по сей день является Хачкар Сурб-Хач.

На кресте нет надписей, но в его верхней части изображено символическое солнце, знак вечности, а под розеткой – большой крест, символ христианства. Сегодня базальтовый крест уже не такой, как раньше.

В конце XIX века вокруг Сурб-Хаха стояла позолоченная стеклянная рама, к которой были добавлены два креста: большой медный и маленький серебряный, исчезнувшие в 1920-х годах при разграблении церкви. Затем камень с крестом перевезли в церковь в Нахване, которая, однако, была закрыта в 1930-х годах, а реликвию поместили в кладбищенскую церковь Св. Позже крест был доставлен в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей был перенесен на Вольносцкую площадь, крест хотели взять, но прихожане попросили оставить его в церкви.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаел Налбандян и Рафаэль Патканян.

В настоящее время церковь окружена жилыми массивами. Вокруг церкви построен Парк Дружбы, а сейчас Сурб-Чач стоит на берегу северного ущелья реки Камышеваха.

Как и много десятилетий назад, из-под холма, на котором расположен храм, вытекает родник. Однако в настоящее время рядом есть бассейн и место для отдыха. Летом сотни жителей загорают и купаются, а верующие собираются здесь каждый год 19 января, чтобы совершить обряд крещения.

Оцените статью
Добавить комментарий