Первый замок в Европе: дворец Диоклетиана в Сплите

Первый замок в Европе: дворец Диоклетиана в Сплите.

Первый замок Европы: Дворец Диоклетиана в Сплите.

Римский император Диоклетиан (правил в 284-305 годах) был выходцем из Далмации (нынешнее побережье Адриатического моря в Хорватии). Как только он пришел к власти, он выбрал Максимилиана своим соправителем, передав ему западную часть империи и оставив восточную часть себе. Таким образом, фактически, Римская империя была разделена на восточную и западную части.

В 305 году Диоклетиан совершил необыкновенный поступок не только для римских императоров, но и для монархов в целом: он добровольно покинул престол и уехал из Рима в свою родную Далмацию. Здесь по его приказу, недалеко от приморского городка Салона, в городе Аспалатос, расположенном на месте современного Сплита, был построен великолепный и хорошо укрепленный дворец-крепость, в котором бывший правитель Римской империи провел последние годы его жизни (305–308 лет) окружали неописуемой роскошью.

«Император Диоклетиан основал город Аспалатум и построил там дворец, превосходящий все описания, остатки которого несут на себе следы древнего великолепия, хотя почти стерлись за столетия», – писал византийский император и историк Константин Порфирогенетос в 10 веке.

Выбор места для строительства дворца был обусловлен тем, что город Салона, где родился Диоклетиан, находился в нескольких километрах от его резиденции. После смерти Диоклетиана дворец был заброшен. Сменявшие друг друга римские императоры редко посещали его, только один из последних императоров, Юлий Непот, жил здесь некоторое время после падения империи.

В V веке соседние с Римом деревни были разрушены мародерскими варварами. Люди, пережившие эти набеги, перебрались в укрепленный дворец, который тогда был пуст. За короткое время он превратился в город с населением около 4 тыс. Человек. жители. В то время была проведена значительная реконструкция дворцовых построек, адаптированная под нужды городского населения. В результате, как утверждает один путешественник, «многие древние обломки прошлого были принесены в жертву повседневной жизни». В XIII-XIV веках расширяющийся город перерос стены крепости, и дворец превратился в своеобразный город в городе. В средние века здесь было построено более 250 домов, буквально втиснутых в стены бывшей императорской резиденции и разделенных лабиринтом узких улочек.

Научный интерес к остаткам этого огромного древнего дворца возник только в эпоху Возрождения. По мнению исследователей, дворец Диоклетиана во многом был источником вдохновения для Андреа Палладио – величайшего итальянского архитектора 16 века, творческое наследие которого впоследствии использовали многие ведущие мастера европейского классицизма.

В 1764 году Сплит посетил английский архитектор Роберт Адам, который первым сделал наброски и опубликовал многочисленные виды дворцовых зданий и их архитектурных деталей. В начале 20 века немецкий архитектор Х. Ниманн провел детальные измерения и исследования памятника. В 1910 году он опубликовал свой вариант реконструкции дворцовых фасадов. Позже другие немецкие ученые Э. Хебрард и И. Зайлер провели полную реконструкцию дворца Диоклетиана, которая на сегодняшний день считается наиболее точной. Огромные работы по консервации, проведенные здесь на протяжении многих лет, позволили сделать много новых открытий.

Дворец Диоклетиана был первой замковой резиденцией правителя в Европе. Именно такая постройка впоследствии стала основой всех европейских средневековых замков. Белоснежные стены и башни могучего дворца-крепости, блестя на солнце, возвышались прямо из моря. Он был построен из плотного кристаллизованного известняка, добываемого на острове Брач. Южная стена служила приморским фасадом дворца Диоклетиана и была особенно богато украшена. На его вершине была широкая крытая галерея – место для прогулок и отдыха императора. В центре стены были небольшие потайные ворота, попасть в которые можно было только на лодке.

С суши дворец выглядел неприступной крепостью. Его гладкие белые стены возвышались с 18 до 25 метров в высоту. Эти стены были также внешними стенами самого дворца. Наверху дворца был ряд больших окон, освещавших сторожевую галерею в стене двухметровой толщины.

Читайте также:  Лучшие семейные отели в Белеке - отдых на первой линии с детьми

Территория дворца была спроектирована в соответствии с римскими архитектурными традициями, восходящими к планировке римских военных лагерей. Две главные улицы «Кардо» и «Декуманум» пересекаются в центре под прямым углом, образуя четыре квартала. Обе стороны этих улиц обрамляли аркады.

В северной части дворца находились казармы. В нем размещался гарнизон и личная гвардия императора. Также были склады продуктов и подсобные помещения. На южной стороне, обращенной к морю, личные комнаты Диоклетиана были богато украшены и содержали большое количество комнат, библиотек, бань и т. Д.

Перед главным входом во дворец находился Перистиль – обширное (24 × 13,4 м) прямоугольное открытое помещение, обрамленное колоннадой из гранита и мрамора с коринфскими капителями. Во времена Диоклетиана здесь проводились различные фестивали и церемонии. Главный вход во дворец находится в южной части Перистиля.

Вход через перистильный портик ведет в вестибюль – большой круглый зал с куполом. Когда-то это был один из парадных залов дворца – с мраморной облицовкой и мозаичным полом. Вестибюль вел в личные покои императора, украшенные невиданной роскошью. Стены облицованы цветным мрамором, а полы выложены мозаикой. Комнаты были украшены дорогими редкими тканями, мраморными скульптурами, вазами. Многие из них были привезены из восточных стран или взяты из греческих храмов и дворцов. К сожалению, все это великолепие не сохранилось: большая часть императорских покоев была либо разрушена, либо восстановлена ​​в более поздние века.

Мавзолей Диоклетиана расположен на Перистиле. Раньше это было самое высокое сооружение в команде, но теперь оно утонуло в земле и кажется короче и приземистее. Здесь похоронен император Диоклетиан.

В 653 году мавзолей был преобразован в собор Св. Тогда гробница Диоклетиана была разрушена, а в 13 веке рядом с мавзолеем была возведена высокая стройная колокольня.

В 1979 году исторический центр Сплита и архитектурный комплекс дворца Диоклетиана были внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика Сакре-Кёр в Париже

Базилику Сакре-Кер видно практически из любой точки Парижа, так как она расположена на самой высокой точке города, на вершине Монмартра. В переводе с французского «Basilique du Sacré-Coeur» означает «Базилика Святого Сердца Иисуса», что означает, что церковь освящена во имя Сердца Христова.

Католическая церковь обязана своим необычным названием братствам, которые поддерживают особый культ Sacratissimum Cor Jesu (латинское). Его основательницей и вдохновительницей была французская монахиня св. Маргарет Алакок (1647-90), канонизирована почти через 200 лет после ее смерти Папой Пием IX. Иезуиты активно участвовали в распространении культа Святого Сердца Иисуса. Иоанна Юда, написавшего множество произведений о почитании Сердца Иисуса как символа любви Всевышнего к людям и их благодарности за дарованное человечеству спасение.

История строительства

Идея возведения католического храма возникла после франко-прусской войны 1870-71 годов как дань памяти ее жертвам. Место на Монмартре было предметом долгих споров. Протест простых граждан был вызван тем, что именно здесь произошли драматические события падения Парижской Коммуны, и появление на вершине холма они связали как поминовение тех, кто приказал разгромить Народную Коммуну. Восстание.

Тем не менее в 1873 году городские власти решили построить базилику на 130-метровой вершине Монмартра. Это произошло из-за нескольких событий, произошедших в далеком прошлом. Во-первых, архиепископ Парижа кардинал Жозеф-Ипполит Гиберт напомнил депутатам, что холм с незапамятных времен был местом поклонения. Во время гонений на христиан местные каменоломни служили убежищем для верующих, и здесь были замучены первый парижский епископ Дионисий и его последователи.

Читайте также:  Что посмотреть во Франции за пределами Парижа - Что посмотреть во Франции | 7DayTravel

Базилика Сакре-Кер была спроектирована потомственным французским архитектором Полем Абади. Он был победителем конкурса в первой половине 1874 года, в котором приняли участие более 70 известных и молодых архитекторов. К этому времени Абади уже был лидером в Париже и уже внес свой вклад в реконструкцию Собора Парижской Богоматери. К сожалению, мастеру так и не удалось увидеть свою работу во всей красе. После него к власти пришли еще шесть архитекторов, которые оставили свой след в экстерьере и интерьере этого культового здания.

Хронология основных событий:

    16 июня 1875 г. – установка краеугольного камня (видна внизу справа у лестницы перед бронзовой дверью); 3 марта 1876 г. – открытие небольшой часовни; 1881 г. – начало работ внутри здания; 5 июня 1889 г. – первая служба в церкви; 20 ноября 1895 г. поднятие главного савойского колокола; 6 апреля 1912 г. – завершение строительства колокольни; 16 октября 1919 г. – освящение базилики; 1903-20. – витражные украшения окон; 1900-22 гг. – мозаика в центральной апсиде.

Возведение здания сопровождалось трудностями, связанными с наличием в теле холма целой сети бездействующих карьеров. Необходимо было укрепить фундамент и фундамент, что значительно продлило период строительства базилики. Для изготовления свай было вырыто 83 тоннеля на глубину 33 метра, между которыми была сделана криволинейная футеровка.

Особенности архитектуры

В своей работе Поль Абади попытался совместить конструктивные особенности собора Святой Софии в Константинополе с особенностями собора Сан-Марко в Венеции. Для купола он выбрал аналогичные формы из средневековой церкви Сен-Фрон в Периге на юге Франции. В результате базилика приобрела романско-византийский стиль с элементами готики и ренессанса. За такую ​​эклектику, в какой-то мере нарушающую облик города, парижане долгое время называли это сооружение «национальным пирогом». Сегодня базилика Сакре-Кёр считается одним из символов французской столицы. Он восхищает своим великолепием, великолепием и красотой.

    Длина и ширина конструкции в плане – 85 и 35 метров. Высота центрального купола – 83 метра. Высота колокольни – 100 метров. Вес самого большого савойского колокола превышает 19 тонн. Панорама со смотровой площадки купола достигает 50 км.

Здание было спроектировано в виде греческого креста, ориентированного с юга на север, что является отклонением от традиционных канонов, предполагающих расположение главного нефа по оси запад-восток. Но направление было выбрано не случайно – главный вход в базилику Сакре-Кёр обращен в сторону центра Парижа.

Удачным решением стало использование белого камня травертина, который под воздействием дневного света приобретает розоватые оттенки и обладает удивительными самоочищающимися свойствами. Дело в том, что при контакте с дождевой водой на ее поверхности обнаруживается раковина из белого кальцита, в сочетании с которой стены приобретают безупречный ослепительный наряд. Многие видят в этом божественное благословение.

Несколько ступенек ведут от подножия холма к центральному входу в величественный храм, а между ними расположены террасированные смотровые площадки. Перед базиликой установлены две бронзовые конные статуи. Слева изображен Сент-Луис, а справа – Жанна д’Арк. Фасад украшен многочисленными барельефами, а над верхним уровнем находится фигура Иисуса Христа. Он благословляет верующих правой рукой и указывает на свое сердце левой рукой. Над апсидой находится фигура архангела Михаила.

Архитектурный облик священного здания завершается центральным куполом, поддерживаемым высоким световым барабаном и окруженным четырьмя меньшими куполами аналогичной формы.

Внутреннее убранство

Интерьер базилики выполнен в романско-византийском стиле. Здесь есть многочисленные золотые мозаики, красочные витражи, барельефы, статуи и лики святых. Центральное полушарие апсиды украшено уникальной лазурно-золотой мозаикой, отображающей тему поклонения Святому Сердцу Иисуса. Воскресший Христос, отдающий свое сердце верным, предстает с распростертыми руками в окружении святых.

Читайте также:  Досуг в Крыму в октябре 2020 года: цены, отзывы, погода, море

Над созданием этой мозаики работал известный французский художник-символист Люк-Оливье Мерсон, создавший множество витражей, мозаик и иллюстраций на религиозную тематику, а также эскизы почтовых марок и банкнот. В проекте также участвовали Х. М. Магне и Р. Мартин.

Оригинальные витражи были разрушены во время бомбардировок 1944 года. Их полностью заменили в 1946 году.

Одним из памятников Сакре-Кёр является Большой орган, построенный Аристидом Кавай-Коллем в 1898 году по просьбе владельца частного замка. Орган был приобретен и установлен в базилике в 1919 году. В 1981 году этот инструмент был объявлен национальным памятником благодаря уникальному звучанию, внушительным размерам и оригинальному дизайну.

Посещение базилики Сакре-Кёр в 2021 году

Двери храма открыты для всех посетителей ежедневно с 06:00 до 22:30. После 23:00 в Сакре-Кере ночью совершается евхаристическое поклонение. Его могут посещать люди, которые ранее записались на определенную дату и проживают в гостевом доме.

Есть определенное время для исповеди и духовного ходатайства. Священник присутствует в исповедальне днем ​​с 10:00 до 12:00 и с 14:30 до 18:00 и вечером с 20:15 до 21:45.

Вы можете услышать звук большого органа:

    По пятницам – в мессе. в. 15.00; По воскресеньям в мессе в 11:00, 18:00 и 22:00; Единственный органный концерт в этом году 24 декабря в 22:00.

Вход на смотровую площадку купола находится слева от центрального фасада. Доступ возможен ежедневно:

    С мая по сентябрь – с 08:30 до 20:00; С октября по апрель с 09:00 до 17:00.

Доступ может быть изменен в зависимости от погодных условий. Входные билеты взимаются. На террасе установлены бинокли.

После экскурсии или ознакомления с архитектурой и декором храма с 09:15 до 17:30 туристы могут посетить церковный магазин, где проводятся распродажи:

    религиозные сувениры и подарки; иконы и распятия; открытки и гравюры; четки и медали; Сакре-Кер гиды на нескольких языках.

В книжном магазине представлен большой выбор книг для взрослых и детей о религии и житиях святых. Он открыт каждый день, кроме утра понедельника и вторника.

Правила поведения

Важно знать, что внутри базилики:

    экскурсии с гидом невозможны; фотографирование и видеосъемка запрещены; можно воспользоваться бесплатным аудиогидом; Запрещены громкие разговоры, шум и вызывающая одежда.

Расписание богослужений

Мессы совершаются ежедневно в церкви Сакре-Кёр:

    Будние дни – 07:00, 11:15, 15:00 (только пятница), 18:30, 22:00; Суббота – 07:00, 11:15, 22:00. по воскресеньям – 07:00, 11:00, 18:00, 22:00.

Расписание может быть изменено в дни, предшествующие праздничным и нерабочим дням. Вы можете проверить на официальном сайте. Программа мероприятий организована на Рождество и Пасхальное воскресенье.

Как добраться до базилики Сакре-Кёр

Ближайшие станции метро:

    «Опатки» – линия 12; «Анверс – линия 2.

Можно пойти пешком, сесть на автобус до Монмартра или дойти до канатной дороги и подняться наверх. Первый вариант требует, чтобы вы сами поднялись на много ступенек. Центральный вход находится со стороны церкви Парви-дю-Сакре-Кёр.

Автобусы № 54, N01 останавливаются у подножия Монмартра. Сойдите на остановке Anvers Sacré-Coeur.

Ближайшая парковка для инвалидов находится рядом со станцией метро Anvers на бульваре Rochechoir 41. В Париже есть такси Uber.

Оцените статью
Добавить комментарий